СЕРБСКО-РУМЫНСКИЕ УЩЕЛЬЯ

Граница между двумя странами проходит по фарватеру Дуная, так что весь Джердап оказался практически поделенным пополам.
Железные Ворота, они же Джердап, — сужение (теснина) в долине Дуная, там, где почти вплотную сходятся горы Южные Карпаты и Стара-Планина (Восточно-Сербские горы). По руслу Дуная проходит государственная граница между расположенной на юге Сербией и Румынией на севере.

В широком смысле Джердап — это отрезок Дуная протяженностью 134 км, где в четырех местах горы подходят очень близко друг к другу.

Первое сужение (если отсчитывать, спускаясь по реке) находится за румынской деревней Молдова-Веке и называется Голубацким ущельем. Здесь расстояние между горами составляет 230 м. Тут же находится одна из главных достопримечательностей Джердапа — Голубацкая крепость на сербском берегу.

Ниже по течению следует отрезок, именуемый Люповской долиной, а сразу за ней — второе сужение — ущелье Господин Вир, где река становится еще уже и между горами — 220 м. Дно опускается здесь до глубины 82 м, и по этому показателю Дунай на одном из первых мест в мире. Скалы поднимаются прямо от берега реки на высоту до 500 м.

За следующей долиной, где лежит сербский город Доньи Милановац, находятся два близко расположенных ущелья — Большой и Малый Казан (от турецкого слова «казан» — котел). Это и есть Джердап в его «узком смысле»: здесь река сужается всего до 150 м, ее глубина достигает 53 м, а скалистые берега поднимаются до высоты 300 м. Создается впечатление, что здесь скалы сходятся вплотную.

Последнее ущелье Джердапа — Сипска кписура. Сразу за ним, ниже по течению, долина резко расширяется, глубина ее падает также значительно.

Прежде скалистое дно в этом месте почти обнажалось, русло усеивали огромные пороги, скорость течения также была очень велика. Пороги в русле реки были столь крупны, что даже носили собственные имена. Самый большой назывался Переграда и препятствовал судоходству.

Дунай — одна из главных транспортных артерий для множества государств на протяжении всей европейской истории, но он стал судоходен на всем своем протяжении лишь после того, как был пробит обходной канал через порог Переграда.

Канал был создан за один год с помощью динамита к 1896 г. Канал был столь важен с политической точки зрения, что его открытие почтили своим присутствием сразу три монарха: австро-венгерский император Франц Иосиф I, румынский король Кароль I Гогенцоллерн-Зигмиринген и король Сербии Александр I Обренович. 77 лет канал довольно успешно работал. Но в начале 1970-х гг. он был частично затоплен, оказавшись на дне нового искусственного озера.

Этот совместный румыно-югославский проект начался в 1964 г. при научно-техническом содействии СССР. В 1972 г. была возведена плотина с гидроэлектростанцией, получившая название «Джердап I». В 1984 г. была построена ГЭС «Джердап II». Комплекс включает также систему шлюзов для прохода судов. ГЭС находится в совместной собственности Сербии и Румынии: каждой стране принадлежит 50% мощности и выработки станции. «Джердап I» — крупнейшая ГЭС на Дунае и одна из самых мощных в Европе.

Не обошлось без потерь: уровень воды возле дамбы поднялся на 35 м, старые кварталы города Оршова, дунайский остров Ада-Кале и несколько деревень были затоплены, переселены 17 тысяч человек. Тем не менее значительного разлива дунайских вод после заполнения водохранилища удалось избежать благодаря узости и высоте ущелий.