О выборе видов спорта для решения психологических аспектов личного характера

Ученые-психологи и педагоги рекомендуют при выборе видов спорта для специализации учитывать черты характера и свойства личности будущего спортсмена, но можно идти и от обратного, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, недостаток которых сам студент чувствует у себя.

Не будем говорить о возможностях свершения каких-то подвигов, требующих смелости, мужества. Но сколько молодых людей стесняется выступить с простейшим докладом не только перед чужой аудиторией, но и перед своими товарищами по учебной группе! Сколько ребят и особенно девушек самым настоящим образом страдают от своей стеснительности, неумения найти должного контакта ни со своими сверстниками, ни со старшими! Профессор В.Г. Афанасьев уже давно отмечал, что выпускники наших вузов неплохо изучили инженерное дело, многое постигли в технике, во всем, что касается машин, металла, материала, но подчас беспомощны в решении простейших вопросов человеческих взаимоотношений… Мы готовим специалистов, но не готовим управляющих, организаторов.

И действительно, какая учебная дисциплина в вузах, например, технического профиля учит человеческим взаимоотношениям, практически способствует выработке необходимых для жизни психических качеств, свойств личности?

В этой сфере возможности спорта и даже регулярных занятий физической культурой отмечаются многими спортсменами, тренерами и учеными. Один из основоположников теории физического воспитания, профессор А.Д. Новиков сформулировал одно принципиально важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что «нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».

Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой человек многократно ставится в условия для проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя тем самым формированию определенных психических качеств и свойств личности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Так, например, воспитанная привычка соблюдения установленных норм и правил поведения в спортивной деятельности (коллективизм, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина и др.) переносится в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность.

Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, возможно, возникающими ощущениями боли, страха и т. д. воспитывают волю, уверенность в себе. Вот почему все эти качества в той или иной степени можно развивать и совершенствовать в процессе направленных занятий физической культурой и спортом.

Человек интересной судьбы, поэт, переводчик, критик С. Куняев, преодолевший в жизни не только большие нервно-эмоциональные, но и физические нагрузки, сказал, что спортивность — качество не только физическое. «С самого начала я понимал, что спорт — универсальное средство для вырабатывания собственного характера».

Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта воспитывают и формируют психические и личностные качества в разной степени. Известный спортивный психолог, профессор А.Ц. Пуни наглядно представил различия в структуре основных волевых качеств у спортсменов разных специализаций. На рис. 6 представлена значимость отдельных качеств в подготовке спортсмена (в центре наиболее значимые качества). Это положение дает определенную ориентировку при сознательном выборе вида спорта для регулярных занятий.

Мы специально уделили так много места и внимания вопросам воспитания психических качеств и свойств личности в процессе физкультурной и спортивной подготовки, так как эти вопросы почему-то часто остаются «за кадром» и в спортивной периодической печати, и в специальной литературе.

Таким образом, было бы неправильным сводить использование физической культуры и спорта только к повышению уровня выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости. Воздействие спортивной подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе ее ненавязчиво, естественно происходит воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни и труде психологических качеств и свойств личности.

О роли физической культуры и спорта в формировании личности очень емко высказался академик А.Н. Александров: «Физкультура укрепляет тело. Спорт почти всегда закаляет дух. Спорт есть вещь духовная. Ты уже не можешь, а идешь — вот это дух!»